
Фильм Санта на продажу смотреть онлайн в хорошем качестве.Когда на экране по заснеженному
хвойному лесу начинает бегать толпа абсолютно голых стариков с дрекольем,
кажется, что это совместный проект петербургских некрореалистов с какой-то
большой голливудской студией. Увы, все не так, но «Санта» — редкий для
этих широт кинопродукт, который, как самого Санту, можно экспортировать хоть в
Танзанию. Смешной и страшный (в первую очередь, пожалуй, все-таки страшный)
фильм выглядит настолько привлекательно, настолько беспроигрышно, словно над
ним поработала целая армия маркетологов, но штука в том, похоже, что это
получилось во многом само собой. Примерно как у Каурисмяки — которые, как
известно, просто документалисты. Финский темперамент, наложенный на контур
американского хоррора, дает совершенно уникальный трагикомический эффект.
Конечно, там занятная история и неожиданно удачное на чисто техническом
уровне исполнение, но главное все-таки — эти удивительные лица, эти
непередаваемые интонации, эта пластика. Из-за них почти невозможно смотреть
финские драмы и особенно мелодрамы, но для развлекательных жанровых
экспериментов Финляндия, кажется, Клондайк. Боязно даже подумать, что из него
выкопают в следующий раз.
Фильм Санта на продажу смотреть онлайн в хорошем качестве
В 2003 году, когда западный мир по обыкновению
готовился принимать порцию рождественской патоки от румяного бородатого добряка
в красно-белом наряде, два здравомыслящих человека по разные стороны океана
присмотрелись к этому персонажу повнимательнее и увидели совсем не праздничную
картинку. В бессовестной комедии «Плохой Санта» американские режиссер Терри
Цвигофф и актер Билли Боб Торнтон сработали жестко и цинично. Их Санта-Клаус –
это отпетый, но непобедимо обаятельный прощелыга в духе героев Чарльза
Буковски, бабник, алкаш, дебошир и грабитель супермаркетов, для которого
рождественский прикид служил прикрытием, пока ему не попался мальчик, верящий в
сказки, несмотря ни на что.
В том же году в стилизованной под рекламный ролик
короткометражке «Rare Exports Inc.» (обычно переводят как «Корпорация «Редкий
экспорт», хотя точнее, наверное, «Уникальный…»), которую финн Ялмари Хеландер
(опытный рекламный режиссер, кстати) снимал с помощью друзей и родственников,
были выявлены природно-языческое происхождение Санты, а также суровая
практичность потомственных лапландских охотников. Не была забыта и сказочная
сущность рождественского идола (см. плеер, Infox.ru публикует эту
короткометражку без изъятий). Через пару лет, в 2005 году Хеландер сделал
продолжение, в котором продемонстрировал правила обращения с лапландским Сантой
и новый способ охоты на него. Еще через пять лет проект дорос до полнометражной
версии, которая отчасти, конечно, комментирует предыдущие ролики, но идет
дальше и копает глубже.
Демоническая сущность Санта-Клауса или ряженых
под него людей проявлялась в кино неоднократно. Достаточно вспомнить жуткое
нападение десятка Сант на младенца в первых кадрах шедевра Жене и Каро «Город
потерянных детей» (1995 г.). Но фильм Хеландера оказался гораздо
содержательнее, чем шутки по поводу эксплуатации потребительских клише.
Хеландер рассказывает рождественскую сказку про
то, как один старенький и очень богатый американский мальчик сильно захотел,
чтобы в мир вернулся настоящий Санта, а другой мальчик, маленький, бедный и
финский, придерживался совершенно другой точки зрения. Умный финский мальчик
читал книжку «Вся правда о Санта-Клаусе». В ней доступным языком и с картинками
детям объясняют, что Санта – это демон из Ада. Он приходит раз в году, чтобы
разобраться с непослушными детьми, которых разрывает на части, забивает до
смерти розгами и варит в котлах. Жители Лапландии в конце концов заманили тварь
в ловушку, заморозили и похоронили в кургане, который старый американский
мальчик, напоминающий Скруджа, хочет раскопать, демона добыть и использовать с
выгодой.
Как выясняется впоследствии, не без оснований.
Команда безумных геологов-американцев бурит глубокую скважину в склоне
ближайшей горы и извлекает на свет божий гигантскую ледяную глыбу. В ней засел
таинственный объект — похоже, живой. Полистав исторические книги, Пьетари
приходит к выводу, что пленником вечной мерзлоты стал сам Санта — но не
такой, какого мы привыкли видеть в телерекламе, а рогатое чудище, пожирающее
непослушных детей. Когда в канун Рождества кто-то уничтожает целое стадо
оленей, а из деревни пропадают дети, радиаторы и мешки из-под картошки, суровые
аборигены начинают волноваться. А потом в волчий капкан попадается странное
существо, бородатое и очень древнее…
В своем фильме Хеландер пытается не столько
подвергнуть сомнению гламурную репутацию главного семейного праздника, сколько
вернуть ему хоть немного магии, в которую давным-давно никто не верит. Мрачный
юмор и неторопливое развитие сюжета выгодно отличают «Санту на продажу» от голливудских «антирождественских» картин вроде «Гремлинов». Перед нами не просто противоположное общее место: «был Санта добрым кудесником, а
стал зловещим маньяком». Это еще и сатира на тему торговли Рождеством,
импорта-экспорта вечно востребованного, хоть и сезонного, товара.
Кроме того, «Санта на продажу» — кино отчаянно антиглобалистское:
отнять Рождественского Деда у кичливых американцев и вернуть его на
историческую родину, в снега Скандинавии, — задача, бесспорно,
благородная. После просмотра этой картины сразу становится ясно, почему именно
на севере Европы — самый высокий уровень жизни, самая низкая преступность,
самый высокий процент атеистов и тем не менее самое волшебное Рождество.
Увы, выразиться в столь же превосходной степени о
скандинавском кино было бы бессовестным преувеличением. Но в канун прекрасного
праздника качество сценария, декораций или даже игры актеров имеет
второстепенное значение: куда важнее та иррациональная радость, которую любому
неиспорченному зрителю от восьми до восьмидесяти восьми лет принесет просмотр «Санты на продажу». И если
знакомство с большинством рождественских фильмов вызывает стойкое ощущение
фальшивых елочных игрушек, то это простое финское киноукрашение —
безусловно, подлинное.
0 коммент.:
Отправить комментарий